Dmitrysvoboda » 20 май 2011 20:23
Студент МГТУ имени Н.Э.Баумана - заканчиваю 4-й курс. Кафедра подъемно-транспортные системы (РК4). С прошлого семестра начал изучение имитационного моделирования - в рамках курсового проекта (проектирование стационарного крана с вращающейся колонной) спроектировал электроталь в среде Solidworks 2010 - около 300 деталей, из них 75-100 стандартные, ну и сам кран. Программу осваивал сам. Хотя слово "осваивал" следует взять в кавычки. Никакого системного подхода не было.
Тогда же, в прошлом семестре, записался на курсы по Catia V5, которые для студентов бесплатно проводит учебно-научный центр КАСКАД. На курсы записывают студентов 3-4 курсов и после 1,5-2-х месяцев обучения начальному алфавиту (Part design, assembly design, и немного knowledge advisor) оставляют часть из них, с которыми и продолжают дальнейшую работу в следующем семестре. По ходу этого начального обучения студентам ставятся различные задачи, показываются всякие тонкости и хитрости программы, проводятся тестирования. Не все студенты понимают, зачем они идут на эти курсы - кто-то просто за компанию с другом, кто-то от избытка свободного времени и полного непонимания, зачем ему это надо. Собственно поэтому и происходит отсев.
В этом семестре идет более глубокий и системный подход к изучению тех же модулей, включая модуль DMU Kinematics Simulator. Все это делается в рамках курсового проекта по машинам непрерывного транспорта (если вкратце, то проектирование конвейера). Основной упор идет не на тупое "набивание" твердотельных деталей машины, а на осознание методов моделирования и поиск наиболее простых и рациональных решений при создании твердотельных объектов.
В нашем институте вижу 2 основные проблемы, связанные с изучением САПР высокого и среднего уровня:
1. Нет абсолютно никакой сторонней информации о существовании таких программ как Catia, Pro Engineer, Unigraphics NX, а так же Solidworks, Inventor и прочие. Студент может доучиться до 6 курса и так не узнать, что в мире проектируют не только в 2D, а от чертежей потихоньку, но уходят. Зато все стенды с информацией в главном корпусе учебного здания обклеены объявлениями о мастер-классах всяческих менеджеров, экономистов.
2. Для преподавателей кафедр, опытных и грамотных инженеров, для тех из них, кто не задействован где-то на производстве, имитационное моделирование является чем-то уникальным, заоблачным, непостижимым. Они с широко открытыми глазами смотрят на тебя, когда ты им на ноутбуке показываешь 3D модель спроектированного узла или изделия в целом. К сожалению, у некоторых преподавателей этот новый мир вызывает чувство отторжения, и, промаявшись весь семестр с курсовым проектом, на защите от них можно услышать: "Это все прекрасно, но это за вас сделала машина... а что сделали вы?" - Это не из личного опыта, к счастью. На моей кафедре таких людей нет. Наоборот, мне идут навстречу и с интересом следят за работой.
Но общая беда преподавателей в том, что они не могут адекватно рассчитать время работы студента, который проектирует в 3D. А студент, который только взялся за освоение нового инструмента и подавно не в состоянии определить, а успеет ли он завершить курсовой проект до начала сессии. В итоге можно легко стать заложником курсового проекта. Ведь без него не допускают к сессии. А в деканате сидят тетушки, которые тоже понятия не имеют что такое 3D и зачем оно надо инженеру.
Пусть моя оценка не совсем адекватна, но подводя итоги тому, что я написал выше, могу отметить, что на данный момент в моем университете количество студентов, занимающихся изучением САПР высокого уровня ничтожно мало. К примеру, это 3-5 человек на весь мой факультет. Происходит это потому, что студенты не знают:
а) о существовании такого САПР и
б) зачем надо заниматься его изучением.
И если мы студенты, общаясь между собой, доносим понемногу друг для друга тенденции развития новых методов имитационного моделирования (пункт а)), то вот с мотивацией (пункт б)) все намного хуже. Не каждый на чистом энтузиазме и интересе сможет все выходные дни по 18 часов в сутки сидеть перед экраном монитора и изучать программу (параллельно проектируя какой-нибудь грузоупорный тормоз).
Понятное дело, что в первую очередь надо быть грамотным инженером, а то, каким инструментом владеть - это вторично. Но надо понимать, что Catia нельзя освоить за неделю, месяц или год. Процесс освоения Catia долгий, если не непрерывный. И этот процесс требует, в первую очередь, адаптации сознания к новому образу мышления. А если быть точнее, то адаптации сознания к некому симбиозу того образа мышления, которое нам развивают изучаемые нами дисциплины, и образа мышления, которое диктует нам САПР. А этим лучше начать заниматься как можно раньше.
Хотя может в моем университете не все так и плохо, ведь я смотрю с позиции своей кафедры. А насколько я знаю, подъемно-транспортное оборудование и Catia пока не сильно дружат, хотя и не вижу причин этого. Но в любом случае, искренне верю, что с мышлением инженера и с системными знаниями Catia, смогу через 2 года найти работу и продолжить изучение этой программы, повышая свою квалификацию.
Вот собственно такая картина изучения САПР высокого уровня в МГТУ им. Н.Э.Баумана на данный момент. Полагаю, что если бы тут были ребята с СМ (Специального Машиностроения), МТ (Машиностроительные Технологии), Э (Энергомашиностроение), то они бы отписались по положению дел на своих факультетах.