Сам формат STL может быть в двух вариантах: бинарный и текстовой. Отличаются примерно как DWG и DXF. 130 Мб для бинарного файла - многовато, скорее всего, он у вас все-таки текстовой, а Макс их не любит (вообще большие файлы не любит), а еще Макс не любит большое количество полигонов в принципе и тормозит даже на самых скоростных машинах, в отличие, скажем, от Softimage, который на тех же моделях просто летает. Я к тому, что на Максе свет клином не сошелся
Итак, предложения такие:
1. Если у вас есть возможность вывести поверхностную модель (IGES, STP), то лучше так и сделать и в Макс
пригнать через NPower2. Если есть только STL, то проверить, чтобы он был бинарным. Если это не так пересохранить в бинарик.
3. Определить для себя, действительно ли нужен Макс
Про "обратно". Здесь все аналогично:
1. Если модель поверхностная, то IGES (даже без всяких nPower катя нормально поймет)
2. Если полигоны, то STL (бинарный, опять таки)
Есть еще вариант с 3DXML замутить, но это только в случае если ничего редактировать не надо, а только присвоить материалы и на экране покрутить