Насчёт помещения в видеопамять я бы не торопился с выводами - объективных инструментов отследить это нет (к сожалению).
Может на нвидиа через рива тюнер и можно (какой-нибудь расширенный режим мониторинга, мало ли), на ати во всяком случае занятость видеопамяти можно отследить только в D3D, в OpenGL показывается что используется несколько мегабайт всего.
Просто формально в самом OpenGL нет задействования профессиональных фич, кроме как через недоступные бытовым картам форматов пиксела (оверлеи) или какие-то расширения (причём они зачастую для "игр" - для компенсации отставания от D3D сейчас). Других методов взаимодействия с железом OpenGL не имеет. Хотя любопытно бы было взглянуть на то как в самом приложении может реализовываться оптимизация под квадро или файры...

Для OpenGL все более-менее едины.